Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
29 августа 2014
Порты

МАП Новороссийск вводит Кодекс ОСПС

МАП Новороссийск вводит Кодекс ОСПС

По итогам дипломатической конференции по охране на море, состоявшейся в декабре 2002 года в Лондоне, Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) пополнилась новыми положениями. Основная цель этих положений - организация новой международной структуры взаимодействия правительств - участников Конвенции и совместная координация их действий в сфере обеспечения безопасности судов и портовых средств, предупреждение, обнаружение и предотвращение актов, угрожающих обеспечению охраны на морском транспорте.

О том, как осуществляется реализация правительственной задачи по выполнению требований Конвенции в крупнейшем порту России, мы беседуем с капитаном порта - начальником Морской администрации порта Новороссийск Владимиром Ерыгиным, заместителем начальника МАПН Олегом Зуйковым и начальником Службы морской безопасности МАПН Львом Тарасовым.

- Владимир Владимирович, в сфере безопасности и охраны на морском транспорте начал действовать новый нормативный документ - Кодекс ОСПС. Что это такое?

- Направлением работы Лондонской конференции 2002 года стали вопросы разработки особых мер по повышению уровня безопасности на море с учетом возможных угроз терроризма и пиратства морскому судоходству. Одним из важных результатов конференции явилось принятие нового документа - Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС), который вступил в силу с 1 июля 2004 года.

Начальник МАП Новороссийск Владимир Ерыгин

Кодекс представляет собой свод положений о специальных охранных мероприятиях, обязательных для выполнения судоходными компаниями и портами. Как нормативный акт, в настоящее время Кодекс действует в отношении портов 147 государств - участников Конвенции, а также в отношении судов под их флагами.

- Какова предыстория Кодекса ОСПС, и кто являлся инициатором введения новых мер в отношении безопасности и охраны на море?

- Причиной движения международного морского сообщества в направлении принятия новых мер в области безопасности на море и принятия такого документа как Кодекс ОСПС явились трагические события 11 сентября 2001 г. в США.

Мир столкнулся с реальной угрозой осуществления терактов как в отношении транспортных средств, так и с возможностью использования самих транспортных средств в качестве орудия проведения теракта. Захват и направление террористами летательного аппарата на тот или иной важный объект могут иметь тяжелейшие последствия, но эти последствия будут просто катастрофическими, если провести аналогию для ситуации использования в тех же целях морского судна, например, танкера с опасным легковоспламеняющимся или химическим грузом на борту. Причем количество такого груза на одном судне может достигать сотен тысяч тонн. Кроме прочего ущерба, связанного с вероятными разрушениями портовых объектов и человеческими жертвами, существует угроза обширного загрязнения среды, последствия которой будут простираться на многие десятилетия.

Функциональные требования Кодекса - предупредить возможность возникновения подобных рисков на объектах морского транспорта.

- Лев Николаевич, расскажите, пожалуйста, о новых мерах в области морской безопасности, которые введены на территории России с 1 июля текущего года. Что изменилось в работе порта?

- Правительство Российской Федерации осуществило целый комплекс мероприятий по реализации требований Кодекса в российских портах и на судах под российским флагом.

Практически все стивидорные компании порта Новороссийск в установленные правительством сроки выполнили требуемые Кодексом мероприятия, и на сегодняшний день они включены в международный реестр ИМО как портовые средства, имеющие одобренные планы охраны.

Хочу обратить внимание на то, что составляющие элементы морской индустрии, включая суда и объекты портовой инфраструктуры, в целом ряде случаев являются объектами, даже ординарная эксплуатация которых непрерывно сопряжена с определенными видами риска. Аккумуляция большого количества грузов, обладающих опасными свойствами, в границах сравнительно небольших территорий порта или в грузовых помещениях судна, несомненно, представляют собой потенциальную опасность.

Начальник службы морской безопасности МАПН Лев Тарасов

В случае чрезвычайной ситуации, источником возникновения которой могут быть, в том числе, и умышленные действия человека, воздействие опасных свойств таких грузов на персонал и окружающую среду может иметь серьезные последствия. Цель выполнения охранных мероприятий, требуемых Кодексом, - исключить любые виды угроз, могущих возникнуть как со стороны судов, посещающих порт, так и со стороны портовых средств в отношении таких судов. Морская администрация порта Новороссийск в вопросах контроля охранных мер, вводимых Кодексом, занимает принципиальную и жесткую позицию.

- Как повлияют мероприятия, проводимые в рамках Кодекса, на совершенствование системы безопасности в порту?

- На сегодняшний день по результатам уже проведенных в рамках Кодекса мероприятий по экспертной оценке систем охраны компаний, осуществляющих свою деятельность в порту и участвующих во взаимодействии с судами, можно отметить, что, в целом, меры безопасности поддерживаются на высоком уровне в отношении территорий всех портовых объектов. По отдельным показателям в области обеспечения безопасности Новороссийский порт является лучшим портом России. Но на достигнутом никто не останавливается. Хозяйствующие субъекты порта не только продолжают модернизацию существующих систем безопасности и охраны, но и внедряют новые. Здесь хочется особо отметить конструктивную и дальновидную политику в области внедрения современных комплексных систем безопасности, проводимую руководством крупнейшей стивидорной компании порта - ОАО "Новороссийский морской торговый порт".

- Какие научные организации привлекались к проведению экспертных работ, связанных с реализацией требований Кодекса ОСПС в порту Новороссийск?

- Перечень экспертных организаций, которые участвовали в проведении работ по оценке охраны и подготовке планов охраны портовых средств, был определен Федеральным государственным учреждением "Служба морской безопасности" Министерства транспорта Российской Федерации. По стивидорным компаниям порта Новороссийск основной объем экспертных работ был выполнен специалистами ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт морского флота", ЗАО "Научно-производственное предприятие "ИСТА-Системс"" (г. Санкт-Петербург) и ООО "Научно-исследовательское объединение "Плеяда"" (г. Новороссийск). Вся документация, подготовленная этими экспертными организациями для стивидорных компаний порта (портовых средств), в настоящее время прошла соответствующее одобрение в Минтрансе, а сами портовые средства включены Правительством РФ в международный реестр ИМО как полностью удовлетворяющие требованиям Кодекса.

- Как изменилась работа служб морской администрации в условиях действия Кодекса?

- Новая глава Конвенции предусматривает не только выполнение особых мероприятий по охране судов и портовых средств участниками Кодекса, но и контроль за их выполнением со стороны уполномоченных государственных органов. Кодекс требует, чтобы каждое конвенционное судно, заходящее в порт государства - участника Конвенции СОЛАС, с 1 июля 2004 года предоставляло портовым властям определенные данные о состоянии своей системы охраны. Информационный обмен между судном и портовой властью, предусмотренный Кодексом, является достаточно солидным. Уполномоченный государственный орган, в данном случае - морская администрация в лице капитана порта, на основании анализа переданной информации принимает решение о предоставлении судну права на заход в порт. В случае наличия замечаний в отношении системы охраны какого-либо судна к нему применяются соответствующие меры контроля: дополнительные проверки, задержание или даже выдворение из порта.

Заместитель начальника МАПН Олег Зуйков

За месяц действия Кодекса порт Новороссийск посетили более 300 судов, 90 процентов которых - суда под иностранными флагами. В процессе проверок судов на соответствие требованиям Конвенции и Кодекса, проведенных инспекторами МАПН за данный период, были выявлены несоответствия ряда судов требованиям в отношении мер охраны и наличию обязательных конвенционных документов на борту. Наиболее часто встречающееся замечание - отсутствие у судна так называемого Международного свидетельства об охране. Это новый судовой документ, которым от имени государства флага удостоверяется, что система охраны судна полностью удовлетворяет положениям Конвенции и Кодекса. Некоторые суда имели свидетельства, составленные с нарушениями установленной ИМО формы для данного документа. По двум судам было принято решение о выдворении из порта.

- Олег Тихонович, введение нового документа в рамках Конвенции, как правило, предусматривает и соответствующее обучение моряков. Какие требования предъявляются в этом случае к учебным заведениям?

- Одной из первоочередных задач в этом процессе стала задача обучения моряков и персонала портов в соответствии с новыми требованиями безопасности. Решение этой задачи было поручено только нескольким высшим морским учебным заведениям страны, в том числе и Новороссийской государственной морской академии. Кроме НГМА в качестве центров подготовки по Кодексу ОСПС Службой морской безопасности Минтранса России были одобрены: Государственная морская академия имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге, Московская академия водного транспорта, Дальневосточный морской университет, Балтийская академия в Калининграде и ряд других морских вузов России. Требования к качеству обучения и оснащению тренажерных центров по ОСПС достаточно жесткие, и это обосновано серьезностью задач, решаемых Кодексом.

В Азово-Черноморском регионе соответствующее одобрение правительства получила только Новороссийская академия и филиал НГМА в Ростове-на-Дону. Сертификаты, выдаваемые этими учебными центрами, признаются, как правило, всеми флагами мира. Кроме того, курсы по охране судов и портовых средств, организованные в НГМА, имеют одобрение правительств Либерии, Маршалловых островов, Кипра, в настоящее время завершается процедура одобрения правительством Панамы.

- Владимир Владимирович, выполнение ответственных государственных задач по обеспечению безопасности на море, возложенных правительством России на морские администрации портов с момента вступления в силу Кодекса ОСПС, теперь осуществляется в свете его требований. Мы знаем, что Морская администрация порта Новороссийск не раз выступала инициатором введения новых форм по организации и контролю систем безопасности мореплавания. Новая задача - организация контроля в области мер охраны. Какие планы?

- Отделами МАПН непрерывно ведется деятельность по разработке и совершенствованию различных организационно-методических документов в свете требований нового Кодекса, на базе которых в дальнейшем строится конкретная работа.

В вопросах реализации положений Кодекса мы активно и плодотворно сотрудничаем с руководством Минтранса России и Службой морской безопасности. Могу с уверенностью сказать, что порт Новороссийск и в новом правовом поле остался на лидирующих позициях. Момент начала действия Кодекса не стал для нас "громом среди ясного неба". Морская администрация порта Новороссийск продолжает на высоком уровне выполнять возложенные на нее правительством задачи, добросовестно и принципиально отстаивая интересы государства в самом крупном порту России.

опубликовано в № 3-4 (15-16), 2004 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transyuga.ru
Rambler's Top100 Разработка и поддержка сайта donhost.ru
Спонсор проекта: Ростовский автомобильный портал